Банкротство

Процедура банкротства предприятия.

Институт банкротства представляет собой достаточно длительную, сложную процедуру, основной целью которой является не только прекращение хозяйственной деятельности предприятия-банкрота и удовлетворение требований кредиторов, а в основном финансовое оздоровление предприятия, которое переживает финансовые трудности, восстановление его платежеспособности для дальнейшего осуществления его хозяйственной деятельности.

Законодательство Украины выделяет ряд нормативно правовых актов, регулирующих процедуру и порядок банкротства субъектов предпринимательской деятельности, а именно ЗУ "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", Гражданский кодекс Украины, Хозяйственный кодекс Украины, ЗУ "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей ".

В соответствии с ЗУ "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", банкротство - признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность с помощью процедур санации и мирового соглашения и погасить установленные в порядке, определенном настоящим Законом, денежные требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. Дополнительно определение понятия института банкротства раскрывает глава 23 Хозяйственного кодекса Украины, а именно статья 209 Хозяйственного кодекса Украины определяет банкротстве, как неспособность, выраженную в неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить денежные обязательства перед другими лицами, территориальной общиной или государством иначе как через восстановление его платежеспособности. Итак, исходя из приведенных законодательством Украины толкований понятия банкротства, именно неплатежеспособность предприятия является главным основанием для инициирования хозяйственным судом дела о банкротстве предприятия.

В соответствии с ч. 3 ст. 209 Хозяйственного кодекса Украины субъектом банкротства (банкротом) может быть лишь субъект предпринимательской деятельности. Не могут быть признаны банкротом казенные предприятия.

С заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве в хозяйственный суд может обратиться должник (процедура банкротства по инициативе собственника) или кредиторы.

Относительно процедуры банкротства по заявлению самого должника свидетельствует об отсутствии между должником и его кредиторами спора о наличии и неоплатность (реальную или потенциальную) долга, поскольку сам должник признает эти обстоятельства. Поэтому от должника не требуется представления доказательств его неплатежеспособности на момент обращения в хозяйственный суд.

В случае же, если заявление о возбуждении дела о банкротстве поступило от кредиторов должника, в таком случае дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если заявленные бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником в течение трех месяцев после установленного для их погашения срока.

При этом ЗУ "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", определяет бесспорные требования кредиторов, как такие признанные должником, другие требования кредиторов, подтвержденные исполнительными документами или расчетными документами, по которым согласно законодательству осуществляется списание средств со счетов должника;

Возбуждение дела о банкротстве в отношении субъекта предпринимательской деятельности начинается с подачи соответствующего заявления, как отмечалось выше самим должником или его кредитором (кредиторами) в хозяйственный суд по местонахождению должника.

Статьей 7 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" предусмотрены основные требования к письменному заявлению о возбуждении дела о банкротстве. Дополнительно заявление должно соответствовать требованиям, изложенным в статье 54 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

Возбуждение хозяйственным судом дела о банкротстве.

После поступления заявления о возбуждении дела о банкротстве в хозяйственный суд в течение 5 дней суд решает вопрос о принятии заявления, отказа в принятии заявления или возвращает заявление без рассмотрения, по каждому из этих решений судом выносится мотивированное постановление.

Также Законом Украины о банкротстве предусмотрена возможность отзыва заявления о возбуждении дела о банкротстве заявителем до опубликования в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве или после такого опубликования, если в течение месячного срока не поступило других заявлений кредиторов по удовлетворению их требований.

В течение 30 дней с момента принятия заявления о возбуждении дела (не позднее даты проведения подготовительного заседания), на должника возложена обязанность по предоставлению суда мотивирован отзыв на заявление о возбуждении дела о банкротстве, требования по содержанию отзыва должника изложенные в ч. 3 ст. 11 Закона о банкротстве, однако непредставление должником такого отзыва не прекращает производство по делу о банкротстве.

Санация должника.

Статьями 5,6 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" закреплено понятие санация должника, толкование же самого термина "санация должника" приведена в статье 1 Закона о банкротстве, которая представляет собой систему мероприятий, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации. По своему содержанию и назначению процедура санации является основной формой финансового оздоровления должника.

Решая вопрос о применении к должнику процедуры санации судом учитывается определяется реальная способность субъекта хозяйствования, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, устранить и погасить имеющуюся задолженность перед кредиторами, а также возможность и перспективу будущей успешной деятельности предприятия-должника.

Период на который вводится процедура санации определяется Законом Украины о банкротстве и не может превышать двенадцати месяцев, но может быть продлена не более на шесть месяцев по ходатайству комитета кредиторов или арбитражного управляющего, или заинтересованных инвесторов.

Избрание управляющего санацией и принятия плана санации должника возложено на комитет кредиторов.

Хозяйственный суд одновременно с вынесением постановления о назначении процедуры санации должника, своим постановлением назначает управляющего санацией в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

После вынесения хозяйственным судом определения о применении к должнику процедуры санации, в течение месяцев управляющий санацией должника обязан подготовить и представить одобрен комитетом кредиторов план санации должника, который должен содержать мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, а также предусматривать срок восстановления платежеспособности должника.

В случае, если в целях финансового оздоровления предприятия-должника заявляются инвесторы, а это лица, принявшие решение о внесении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования и несут ответственность за невыполнение своих обязательств, в таком случае план санации разрабатывается с участием инвесторов и подписывается инвесторами.

Хозяйственный суд выносит определение об утверждении плана санации, который предварительно одобрен и согласован комитетом кредиторов и инвесторами.

Платежеспособность должника можно считать восстановленной при отсутствии признаков неплатежеспособности, определенных настоящим Законом.

Арбитражный управляющий и его полномочия в деле о банкротстве.

Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в новой редакции (№ 4212-VI) от 18 января 2013 значительно изменил полномочия, порядок назначения и правовой статус ключевой фигуры процедуры банкротства - арбитражного управляющего.

Следовательно, Закон Украины о банкротстве определяет понятие арбитражный управляющий как физическое лицо, предназначена хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве как распорядитель имущества, управляющий санацией или ликвидатор из числа лиц, получивших соответствующее свидетельство и внесены в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины.

В соответствии со статьей 98 Закона Украины о банкротстве, арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) пользуется всеми правами распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора согласно законодательству, в том числе имеет право:

1) обращаться в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

2) созвать собрание и комитет кредиторов и принимать в них участие с правом совещательного голоса;

3) получать вознаграждение в размере и порядке, предусмотренных настоящим Законом;

4) привлекать для обеспечения выполнения своих полномочий на договорной основе иных лиц и специализированные организации с оплатой их деятельности за счет должника, если иное не установлено настоящим Законом или соглашением с кредиторами;

5) запрашивать и получать документы или их копии от юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления и от физических лиц с их согласия;

6) получать информацию из государственных реестров путем направления официальных запросов к держателю или администратора соответствующего реестра;

7) подавать в хозяйственный суд заявление о досрочном прекращении своих полномочий;

8) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Вознаграждение и возмещение расходов арбитражного управляющего установлены статьей 115 Закона и зависит от вида судебной процедуры, которая применяется к должнику, так за выполнение функций распорядителя имущества вознаграждение арбитражного управляющего составляет две минимальные зарплаты за ежемесячное выполнение полномочий. Если средняя зарплата руководителя должника за последние 12 месяцев до возбуждения дела о банкротстве было больше указанного размера, то вознаграждение арбитражного управляющего приравнивается к этой зарплате, но не может превышать 5 минимальных зарплат в месяц. Оплата денежного вознаграждения арбитражного управляющего осуществляется за счет средств лица, подавшего заявление о банкротстве.

Арбитражный управляющий имеет право требовать основную денежное вознаграждение в последний день каждого календарного месяца исполнения им полномочий управляющего санацией, ликвидатора.

Мировое соглашение в процедуре банкротства.

В соответствии со ст. 77 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" это договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и / или рассрочки, а также прощение (списание) кредиторами долгов должника, которая оформляется путем заключения соглашения между сторонами и может быть заключено на любой какой стадии производства по делу о банкротстве.

Принятие решения о заключении мирового соглашения возложен на комитет кредиторов и считается утвержденным в случае если, что все кредиторы, требования которых обеспечены залогом, письменно выразили согласие на подписание мирового соглашения. Важным является то, что условия мирового соглашения распространяются на всех кредиторов, в том числе и на тех, которые не участвовали в голосовании или были против заключения такого соглашения. В случае принятия решения о заключении мирового соглашения от именя кредиторов, соглашение подписывается председателем комитета кредиторов.

Требования к содержанию и условиям заключения мирового соглашения установлено статьями 78,79 Закона Украины о банкротстве и подлежит дальнейшему утверждению ее хозяйственным судом, о чем судом выносится определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом, которое отражается в постановлении суда и является обязательным для должника, кредиторов, требования которых обеспечены залогом.

Новости компании
17 Января 2014
Через год после вступления в силу Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (в редакции Закона Украины от 22.12.2011 № 4212-VI), Высший хозяйственный суд Украины опубликовал изменения и дополнения в Информационное письмо Высшего хозяйственного суда...
Детальнее
15 Апреля 2013
15.04.2013 года вступило в силу постановление КМ Украины № 111 от 11.02.2013 года, согласно которого внесены изменения в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМ Украины от 10.10.2001 года № 1306. Так, в частности нововведение стало то, что введены новые дорожные знаки, и с 1...
Детальнее
Консультации

Возможно ли продлить отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком 6 лет?

Детальнее

В нашем магазине работник, занимающий должность продавца-консультанта украл товарно-материальные ценности, в связи с чем мы обратились в милицию, в результате чего были возбуждены уголовные дела, а работника задержали. В настоящее время продолжается судебное разбирательство уголовного дела. Возможно ли уволить такого работника, ведь он совершил хищение имущества собственника и на работу не ходит?

Детальнее
Проекты
Клиент:
ГП "Международний аэропорт "Борисполь"- ОАО "Авиакомпания "Авиалинии Украины" 17 мая 2011 нашими адвокатами был подготовлен и подан иск в Хозяйственный суд Киевской области с целью защиты нарушенного права Государственного предприятия "Международный аэропорт" Борисполь" в результате незаконных действий Открытого акционерного общества "Авиокомпания "Авиалинии Украины", а...
Детальнее
Клиент:
Государственное предприятие "Международный аеропорт "Борисполь"-банкротство Украинско-средизимноморских авиалиний Адвокатская группа Украины в 2010 году вступила в дело о банкротстве ООО «Украинско - Средиземноморские авиалинии» на стороне кредитора Государственного предприятия "Международный аэропорт «Борисполь».          Участие в деле о банкротстве нами...
Детальнее